Правила построения комиксов

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками.  Огюст Роден

Итак, друзья, этот урок будет посвящен такой важной теме как — правила построения комиксов. Может, у вас есть уже несколько персонажей, которых вы свободно рисуете. Возможно, вам удалось придумать своих собственных героев.  Теперь самое время сделать их участниками комиксов.  Далее я изложу основные правила, которые помогут создавать действительно  хорошие, интересные повествования в картинках. Изобретательные художники-карикатуристы на каждом шагу нарушают правила построения комиксов. Но всё равно эти правила необходимо знать — хотя бы для того, чтобы игнорировать их избирательно.

Правила построения комиксовПравила построения комиксов

Что не так на этом рисунке?

Большинство комиксов компонуется из трёх или четырех связанных между собой панелей, но вовсе не нужно начинать именно с такой схемы. Осваивайте основы, работая с одной панелью. Когда обретёте уверенность, попробуйте выстраивать одна за другой три панели, получая связный рассказ, а в месте с ним и полноценный комикс!

Что не так на этом рисунке?

  .

Поскольку этот тип сдвинут слишком вправо.он получился зажатый границами панели. Ему буквально нечем дышать, и чувствует он себя не уютно.

.

.

.

Что не так на этом рисунке?

 

.

.

Уже лучше … но скучновато. Всё что располагается по центру, выглядит как-то пресно и вяло.

.

.

 

Оптимально

Эврика! Теперь есть достаточно места не только для персонажа, но и для диалогового шара (или овала). Поскольку люди читают слева направо, персонаж, помещённые в левой части панели, направит их взгляд на остальные фрагменты.

.

.

 

Располоаем персонажа в анфас

 

 Теперь посмотрите, что мы получим, расположив вашего персонажа в анфас. В таком положении он больше не будет направлять взгляд читателя слева направо, поэтому может находиться и в левой и в правой части панели — это уже не имеет особого значения.

Располоаем персонажа в анфас

.

.

Но он не должен, всё-таки находиться посередине: такое размещение не оставляет место для диалогового овала.

.

.

Располоаем персонажа в анфас

.

.

Всё нормально, но помните, что такое расположение не годиться только для случаев, когда персонаж повернут строго в анфас.

.

.

.

.

Линия горизонта

Линия горизонта

Забавно, что одна линия может создавать перспективу всей сцены, но именно эту функцию выполняет линия горизонта. Линия горизонта — это буквально граница земли. Фактически она определяет положение и неба, потому что всё, что находится выше линии горизонта, воспринимается как небо. Конечно, если вы добавите горы и здания, такая простая непосредственная связь земли и неба будет нарушена.

.

.

Линия горизонта

.

.

Горизонт слишком низко. Персонаж словно идет по натянутому канату.

.

.

Горизонт слишком высоко

.

.

.

Горизонт слишком высоко, такая завышенная линия горизонта создает иллюзию, что фон надвигается на нас, а рисунок при этом выглядит плоским.

.

.

Вот  наиболее приемлемая формула

.

Вот  наиболее приемлемая формула: две трети отданы небу и одна треть- земле.

.

.

.

.

.

Кадры

Практически все мы подвержены влиянию кино и телевидения, и создатели комиксов не являются исключением. Раньше в каждой панели персонаж фигурировал полностью — от головы до пят, но сейчас всё изменилось. Если по сюжету очень важно выражение лица персонажа, у вас может возникнуть желание показать лишь его лицо. Это крупный план. С другой стороны, если ключевым моментом для панели  является движение персонажа, можно показать целиком его тело — общий или дальний план.  А если, например, интересен персонаж, а не его ноги, можно выбрать средний план. Средний план хорош для смены темпа повествования, и он часто служит мостиком между общим и крупным планами. Резкий переход от общего плана к крупному может привести к зрительному диссонансу.

Кадры

.

.

Дальний (или общий) план: показывается все тело.

.

.

.

.

Средний план: от талии или груди и выше.

.

Средний план: от талии или груди и выше.

.

.

.

Крупный план: в кадре одна голова..

.

Крупный план: в кадре одна голова.

.

.

.

.

.

Специальные кадры

Специальные кадры служат, согласно их названию, для передачи специальных эффектов. Ими не следует злоупотреблять, но и бояться их тоже не нужно — иногда такие кадры действительно забавны.

Очень крупный план .

.

Очень крупный план.
Такой кадр способен разбудить сонного читателя. Здесь вы сталкиваете своего персонажа нос к носу с читателем.

.

.

.

Детальный кадр

Детальный кадр.
Крупный план того, о чём шла речь в предыдущей панели. Если объект, в данном случае кость, важен для восприятия шутки, можно показать только его, и читатель про это уже не забудет.

.

.

Очень дальний план

.

.

Очень дальний план.
Ещё один способ изменить темп повествования. На таком кадре уместна высоко расположенная линия горизонта.

.

.

.

 

Силуэт

Силуэты являются отличным способом внесения изменений в зрительный ряд, когда на каком-то этапе не требуется детального изображения действия. Для силуэтов обычно отводятся средние панели: если вы поместите силуэты на первой панели, у читателя не будет возможности разглядеть лица героев, и он может потерять к ним интерес.
При использовании силуэтов в финале читатель может не уловить кульминацию шутки и реакцию на неё других персонажей. Наиболее эффектны силуэты в кадрах очень дальнего плана.

Силуэт

Линия горизонта (опять!)

Линии горизонта могут использоваться в кадрах самого разного плана (за исключением очень крупного, где лицо занимает всё пространство). Обратите внимание, как линия горизонта придаёт глубину этому кадру крупного плана с персонажем в каске.

Линия горизонта (опять!)

Два персонажа в пределах одной панели

Когда вы вводите в пределы той же панели второй персонаж, результат может быть как положительным, так и отрицательным. Избежать хаоса на рисунке вам поможет одно слово — взаимодействие. Помещая двух персонажей на одну панель, вам нужно показать, как они физически взаимосвязаны. Это не означает, что персонажи должны соприкасаться — они вполне могут игнорировать друг друга, но что бы ни происходило на рисунке, оба субъекта должны быть вовлечены в общее действие.

Два персонажа в пределах одной панели

Кадры общего плана с  двумя персонажами

Кадры общего плана с  двумя персонажами Кадры общего плана с  двумя персонажами

Кадры общего плана с  двумя персонажами Кадры общего плана с  двумя персонажами

Кадры среднего плана с двумя персонажами

Кадры среднего плана с двумя персонажами Кадры среднего плана с двумя персонажами

Вид сзади

Поскольку эффективность приёма «вид сзади» зависит от установившихся ранее взаимоотношений между персонажами, он используется в качестве мостика между двумя другими панелями. Вид сзади позволяет сфокусировать внимание на одном персонаже, оставляя другого в тени. Этот прием используется также для создания эффекта глубины кадра.

Вид сзади Вид сзади

Обратите внимание, что границы панелей на этой странице нарисованы от руки. Хотя в большинстве комиксов границы проводятся под линейку, вы вправе экспериментировать, выбирая наиболее приемлемый для данной ситуации стиль.

Правильное сочетание белого и чёрного

Ничего столь сильно не выделяет комикс на газетной странице ,как смелое сочетание белого и чёрного цвета. Чем больше зачернённые области, тем сильнее рисунки бросаются в глаза. Но здесь важно не перестараться — комикс с избытком чёрного будет слишком тёмным и мрачным. Наилучшим способом достижения баланса является принцип чередования чёрного и белого, то есть принцип «шахматной доски». Полученный эффект можно наблюдать на приведенном здесь рисунке.

Правильное сочетание белого и чёрного

Если в фоне рисунка нет ничего , что позволяет усилить зрительный контраст панели, попытайтесь импровизировать. Среди художников- карикатуристов большой популярностью пользуется «арочное» затенение: добавьте фон с дугообразной границей и заштрихуйте его. Ваша композиция немедленно приобретёт большую напряжённость.

"арочное" затенение

Ещё один способ усиления зрительной привлекательности состоит в добавлении зачернённой области прямо в середине панели.

добавлении зачернённой области прямо в середине панели

Диалоговые шары

Самый популярный диалоговый шар
Обрезанный шар

Диалоговые шары

 

Диалоговые шары Диалоговые шары

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговые шары

 

Диалоговые шары Диалоговые шары

 

 

Советы

Совет 1

Оставляйте достаточный промежуток между границами диалогового шара и текстом внутри него.

.

.

.

.

Совет 2

.

Не смешивайте различные типы диалоговых шаров. Выберете один и придерживайтесь его. Нужно выработать читабельный стиль, а постоянное переключение от одного типа шара к другому может лишь запутать.

 

Совет 3

Носик диалогового шара должен быть коротким и точно направленным.

Правила в комиксах

Существует лишь два правила в комиксах, которые никогда нельзя нарушать:

1. Диалоговый шар персонажа, который говорит первым, располагается крайним слева.
2. У персонажа который говорит вторым, диалоговый шар ниже.

.

.

.

Совет

.

Для того что бы композиция получилась более интересной, лицо персонажа может закрывать часть его диалогового шара.

.

.

.

 .

 

можно частично налагать диалоговые шары друг на друга

.

.

Когда трудно найти свободное место, можно частично налагать диалоговые шары друг на друга…

.

.

.

.

или даже выходить за границы средней панели

.

.

…или даже выходить за границы средней панели, слегка наплывая на следующую.

.

.

.

Мы с вами разобрали основные правила построения комикса. Советую вам придерживаться их и применять на практике.  Но иногда и отступайте от правил , если того требует ситуация.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий